Denis ([info]liveuser) wrote,
@ 2006-08-08 15:00:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Кино и цирк»
Представляете, фраза В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» на самом деле полностью выглядит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»!

Об этом нам сообщают сотрудники Российской национальной библиотеки, известный дизайнер Артемий Лебедев, собиратель «фактов» Варшавчик, Википедия (сообщала), «Коммерсантъ Власть», телеканал «Культура» и другие уважаемые товарищи.

За источником далеко ходить не надо, его часто указывают. Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.

Ну что ж, открываем ПСС: «„Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“ („Советское Кино“ № 1-2, 1933, стр. 10)».
Ни «безграмотности», ни «цирка». Но может, эти слова были в источнике, а составители ПСС вымарали часть фразы по приказу свыше?

Открываем случайно завалявшийся на антресолях журнал «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Внизу страницы назван источник: «Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге „Ленин и кино“. М., 1925 г., стр. 16—19».

Читаем Болтянского, стр. 19: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Откуда же эта фраза у Болтянского? Та же книга, стр. 16: «Вскоре… состоялась большая беседа Владимира Ильича о кино с А. В. Луначарским, еще более замечательная и важная. Вот что сообщил мне об этом по своим воспоминаниям, впервые публикуемым здесь, А. В. Луначарский1.
1 Запрошенный мною в связи с выпуском этой книжки по поводу обстановки беседы, в которой была сказана известная фраза Владимира Ильича о том, что кино — самое важное из искусств… А. В. Луначарский… прислал мне… чрезвычайно интересные и неопубликованные данные по этой беседе, которые я привожу здесь полностью, за исключением вводной части письма ко мне и заключения».

Таким образом, источник канонической фразы — письмо Луначарского к Болтянскому. Желающие могут поискать это самое письмо, моя же миссия на этом закончена. Письмо дважды было опубликовано (журнал «Советское кино», как помните, тоже им располагал), никаких «безграмотности» и «цирка» там не было.

Собственно, люди, хоть поверхностно знакомые с мнением Ленина о кино, понимают, что «безграмотности» и «цирка» и быть не могло. Будучи на Западе, Ленин получил представление о возможностях кино. Он настаивал на съемке производственных (съемка процессов организации труда), образовательных (как, например, документальные ленты о животных в их естественной среде обитания), научных лент. Кроме того, он предсказывал высокую доходность кино: предполагалось пускать в прокат «увеселительные» ленты, к которым предъявлялись разумные требования — «без похабщины и контр-революции». И пропаганда, да.

В комментариях Болтянского бросается в глаза, что фраза «кино — самое важное из искусств» уже была известна к этому моменту.

Действительно, Болтянский — далеко не первый, кому Луначарский пересказал содержание своей беседы с Лениным, хотя именно ему свезло заполучить канонический вариант. К моему счастью, ранние пересказы уже найдены: в Рунете обнаружилась одна (она же единственная) внятная статья на тему. Памятуя, что большинство не утруждает себя переходом по ссылкам, а также опасаясь тленности всего виртуального, приведу нужный фрагмент целиком.

Журнал «Киноведческие записки» № 70, 2005 г.
Об этом знаменитом «ленинском» изречении нужно написать особо. Существует ряд документально зафиксированных замечаний Ленина о кино. Происхождение же самого известного из них довольно туманно. Ленинского автографа с чеканным изречением «важнейшим из искусств для нас является кино» не существует. И слов этих из уст Ильича никто никогда не слышал, кроме наркома просвещения А. В. Луначарского (по его же собственному утверждению). Происходил разговор, по словам Анатолия Васильевича, «…приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его… Еще два года назад Владимир Ильич призывал меня и говорил: «Из всего вашего искусства, по-моему, самое важное для России — кино».
Впервые нарком публично вспомнил этот разговор 28 апреля 1923 года на 5-м Всероссийском съезде работников искусств, а на следующий день «Известия», напечатавшие его речь, сделали его воспоминания общедоступными.
Немного позже, в журнале «Пролеткино» № 1-2 за тот же год, нарком дополнительно вспомнил: «Владимир Ильич несколько раз мне указывал на то, что из всех областей искусств наибольшее государственное значение в настоящий момент может и должно иметь кино».
Затем, снова в «Известиях», 22 июля того же года (впервые воспользовавшись ленинским изречением для защиты от едких нападок Троцкого) Луначарский еще раз уточняет: «Владимир Ильич определенно заявил мне (что я сделал достоянием широчайшей гласности): „Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь“».
И, наконец, еще через почти два года (в 1925-м, во время работы над сценарием своего пятого фильма) Анатолий Васильевич в ответ на просьбу редакции сборника «Ленин и кино» написал статью «Беседа с В. И. Лениным». В статье он утверждал уже окончательно и бесповоротно: «…Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: „Вы у нас слывете покровителем искусств, так Вы должны твердо запомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“».
Такова история рождения знаменитой фразы. По справедливости ее явно надо бы считать ленинско-луначарской или луначарско-ленинской.

Резюме
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В. И. Ленин).

Ленин произнес близкую по смыслу фразу в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, вряд ли именно в таком виде. Об этой фразе известно только со слов Луначарского, который несколько раз пересказывал содержание беседы. Канонический вид фраза приобрела в письме Луначарского к Болтянскому, а впервые опубликована в книге Болтянского «Ленин и кино» (М., 1925 г., стр. 19).

На этом вопрос «кино и цирка» прошу считать закрытым.



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(Post a new comment)


[info]ansau
2006-09-04 11:24 am UTC (link)
Теперь поняла, что значит ваш коммент "О, еще один" к моему посту. ))

(Reply to this)


[info]kudinov
2006-09-05 10:41 am UTC (link)
Отлично!
Я тоже внёс посильный вклад в опрвержение этого мифа (http://www.livejournal.com/users/kudinov/124944.html), но у Вас получилось грандиознее :)

(Reply to this) (Thread)


[info]liveuser
2006-09-05 10:55 am UTC (link)
Как же, помню. Пока еще надеялся найти точную цитату в Рунете, видел этот пост и внимательно прочитал все комменты. Ссылку на "сотрудников Российской национальной библиотеки" - тоже честно у вас позаимствовал.

(Reply to this) (Parent)


[info]urzik
2006-09-25 01:57 pm UTC (link)
спасибо за подробность

(Reply to this)


[info]newnox
2006-09-26 04:00 am UTC (link)
Действительно- спасибо!

(Reply to this)


[info]cjloh
2006-10-05 12:48 pm UTC (link)
Да, Лебедев здорово пишет, и никогда, никогда не шутит. Вообще. Я бы не спешил ссылаться на него, а то сейчас окажется, что Америку открыли русские, была у него на эту тему статья. А ещё Немоляев книжку о истории СССР выпускал, там тоже много интересного ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]liveuser
2006-10-05 12:52 pm UTC (link)
Вы главное скажите: про Lorem Ipsum он пошутил или нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]cjloh, 2006-10-05 01:12 pm UTC
(no subject) - [info]sasza, 2006-11-19 04:52 pm UTC
(no subject) - [info]novikov, 2006-10-05 07:01 pm UTC
(no subject) - [info]cjloh, 2007-07-04 02:21 pm UTC

[info]ploxo
2006-10-05 03:35 pm UTC (link)
Между прочим, Луначарский известен как "покровитель" в особенности как раз цирка, так что не исключено, что Ленин не без намека сказал, мол, важнейшее -- это кино (а вовсе и не цирк).

(Reply to this) (Thread)


[info]sumerk
2006-10-05 05:44 pm UTC (link)
Бухахахахаха! Отличное замечание!

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]lz, 2006-10-05 09:44 pm UTC

[info]vadim_i_z
2006-10-05 03:56 pm UTC (link)
А "сейчас является" там не было? Иногда такой вариант приводят.

(Reply to this) (Thread)


[info]liveuser
2006-10-05 04:05 pm UTC (link)
В трех прошедших через мои руки источниках - не было.
"Киноведческие записки" тоже вроде не нашли.
Ссылок на другие варианты цитаты я не видел.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]liveuser, 2006-10-05 04:36 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2006-10-05 07:13 pm UTC

[info]dubium
2006-10-05 04:29 pm UTC (link)
У меня есть собрание сочинений Ленина 1925 года издания. Как думаете, стоит поискать там эту фразу?

(Reply to this) (Thread)


[info]liveuser
2006-10-05 04:30 pm UTC (link)
По слухам, она впервые была включена в пятое издание ПСС.
Не проверял.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]bolk, 2006-10-05 04:51 pm UTC
(no subject) - [info]liveuser, 2006-10-05 04:56 pm UTC
(no subject) - [info]bolk, 2006-10-05 05:02 pm UTC
(no subject) - [info]beth4ever, 2006-10-05 05:54 pm UTC
(no subject) - [info]beth4ever, 2006-10-05 05:57 pm UTC

[info]slavka
2006-10-05 05:06 pm UTC (link)
на самом деле, изначально цитата звучала так:

Из всех искусств для нас важнейшим является кино, вино и домино.


Ленин

(Reply to this) (Thread)

Или так
[info]vinopivets
2006-10-05 05:11 pm UTC (link)
Только полный идиот может думать, что из всех искусств для нас важнейшим является кино

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Или так - [info]slavka, 2006-10-05 05:19 pm UTC

[info]taste_of
2006-10-05 06:02 pm UTC (link)



В 1937 году Муссолини открыл первую в Италии кинематографическую студию Cinecitta. Здесь изображен Муссолини именно в этот знаменательный момент. За спиной его - знаменитая цитата Il cinema è l'arma più forte, приписываемая Ленину, но на самом деле высказанная самим Муссолини еще в 1922 году.

(Reply to this)


[info]karakal
2006-10-05 08:02 pm UTC (link)
За источником далеко ходить не надо, его часто указывают. Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Я, возможно, невнимателен, но у меня вопрос. Вы приводите сканы, сделанные с изданий, выпущенных после смерти Ленина. Там, в основном, приводятся слова вспоминающих людей.
При этом я так и не понял - что, в этом самом 5-м издании ПСС такой фразы не было? Или она была? Или что-то третье?
А 4-е изд.? Там что?

(Reply to this) (Thread)


[info]karakal
2006-10-05 08:24 pm UTC (link)
Да, невнимателен. Теперь понял.

(Reply to this) (Parent)


[info]lz
2006-10-05 09:43 pm UTC (link)
Тут вот какая хитрость: любовницей Луначарского была артистка цирка Рукавишникова (жена бездарного поэта Рукавишникова), Луначарский даже сделал ее руководителем Цирковой секции Накомпроса. Подозреваю, что зная этот факт кто-нибудь из острословов мог добавить цирк в ленинскую фразу для пущей забавности, но шутку никто не понял.

(Reply to this)


[info]miram
2006-10-05 11:02 pm UTC (link)
Чтобы закрыть вопрос окончательно, надо еще найти, кто запустил утку. Это уже, конечно, предмет отдельного расследования.

(Reply to this) (Thread)


[info]glorfindeil
2007-07-15 01:20 pm UTC (link)
Вот эти негодяи.

http://www.vss.nlr.ru/queries/search.php?n=5

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]liveuser, 2007-07-16 09:29 am UTC
(no subject) - [info]5_yr, 2007-11-30 10:10 am UTC
(no subject) - [info]liveuser, 2007-11-30 10:53 am UTC

(Anonymous)
2006-10-06 11:31 am UTC (link)
не понимаю кому это может быть интересно, копаться в этом говне.лучше бы умных книг почитал.

(Reply to this)

Про кухарку
(Anonymous)
2006-10-06 11:31 am UTC (link)
А всем якобы известная фраза про кухарку на самом деле звучит "... мы ни в коем случае _не говорим_, что каждая кухарка может управлять страной".

Nick Maslo.

(Reply to this) (Thread)

Re: Про кухарку
[info]liveuser
2006-10-06 12:36 pm UTC (link)
Нууу, вы еще больше смысл извратили.

Смысл близок к тому, как позднее воплотился в поэме Маяковского и на известном плакате: "Мы и кухарку
каждую выучим управлять государством", "Каждая кухарка должна научиться управлять государством". Не только богатые люди могут занимать управляющие должности, и всех трудящихся следует "обучать делу государственного управления".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Про кухарку - (Anonymous), 2007-03-07 05:57 pm UTC

(Anonymous)
2006-10-06 02:39 pm UTC (link)
Раньше и короче:
http://www.oper.ru/news/read.php?t=1051601527

(Reply to this) (Thread)


[info]liveuser
2006-10-06 02:44 pm UTC (link)
Видел, разумеется.
Поэтому и решил, что одного скана ПСС будет недостаточно.

(Reply to this) (Parent)


[info]radiant_dolphin
2006-10-06 03:29 pm UTC (link)
спасибо за проделанную работу по развенчанию мифа!

(Reply to this)


(Anonymous)
2006-10-07 11:58 am UTC (link)
Интересно, «для нас» - это он кого имел в виду? «Важнейшим» для чего?

(Reply to this)


[info]banguerski_alex
2006-10-13 06:07 am UTC (link)
И все-таки интересно, кто, когда и где запустил утку насчет цирка? Никто не знает?

(Reply to this)

Спасибо :)
[info]sciuro
2006-10-18 03:01 pm UTC (link)
quotes

(Reply to this)

!
[info]intatin
2007-02-12 10:53 pm UTC (link)
А я, дурак, хоть и люблю искать такие "утки", да эту пропустил...
Спасибо вам огромное!

(Reply to this)


[info]lexx_ryazanov
2007-08-01 09:00 am UTC (link)
Спасибо, очень интересно.

(Reply to this)


[info]libeartina
2008-01-17 06:20 pm UTC (link)
: ) познавательно

(Reply to this)


[info]biglebowsky
2009-01-10 02:45 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]itatvas
2009-01-10 08:56 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…